Династия Брейгелей по праву считается одной из самых плодовитых в мире искусства. Представители нескольких поколений этого знаменитого фламандского семейства дарили миру настоящие шедевры живописи. Картины Питера Брейгеля-младшего не менее известны, чем работы его отца, которые, несомненно, изначально служили примером для молодого художника. Однако впоследствии Брейгелю-младшему удалось создать собственный неповторимый стиль и выработать особую, легко узнаваемую манеру исполнения.
Особенности творчества художника Питера Брейгеля-младшего: на раннем этапе творчества в его картинах можно обнаружить множество сюжетов из Библии, картин Страшного Суда, но затем мастер переключил свое внимание на сцены из крестьянской жизни.
Известные картины Питера Брейгеля-младшего: “Поклонение волхвов“, “Спаситель“, “Добрый пастырь“, “Весна. Работа в саду“, “Семь деяний милосердия“, “Крестьянская драка“, “Зимний пейзаж с фигуристами и ловушкой для птиц“.
Питер рано лишился отца, поэтому его воспитанием и обучением занялась бабушка, известная в то время миниатюристка. Под ее руководством будущий художник получил профессиональное образование. В ранних картинах Питера-Брейгеля младшего особенно заметно подражание его знаменитому отцу: живописец много работал с его эскизами и копировал полотна, переносил на холст гравюры и рисунки.
За пристрастие к библейским сюжетам, иллюстрирующим ужасы ада и сцены Страшного Суда, Брейгель получил прозвище «Адский». Однако в дальнейшем он отказался от мотивов, характерных для работ другого известного нидерландского автора — Иеронима Босха, произведения которого создавались по заказу церкви и украшали спальню испанского короля. Постепенно манера исполнения художника менялась: краски становились все ярче, а изображение приобретало большую резкость.
Вдохновение для своих картин Питер Брейгель-младший стал искать в обыденном: жизни простых людей и природе родной страны. Несмотря на то, что сам художник был городским жителем, он был хорошо знаком с обычаями крестьян, особенностями сельского быта. Полотна Брейгеля невероятно интересны и насыщены деталями, незаметными на первый взгляд.
И художники, и заказчики того времени были глубоко верующими людьми, поэтому художественные произведения обязательно содержали множество символов, отсылающих к основным религиозным постулатам и понятиям морали, напоминающих о бренности земной жизни. Причем символизм и эмблематизм присутствовал даже в тех картинах, написанных Питером Брейгелем-младшим, где сюжет был далек от возвышенного. В отличие от ранних религиозных произведений художника, незамысловатые на первый взгляд сценки из сельской жизни взывали к нравственности зрителей методом «от противного». Развлечения крестьян, драки, свадьбы перенесены живописцем на холст с большой теплотой, однако в каждом произведении можно найти намек на недопустимость разгульного образа жизни.
Но все-таки, несмотря на существующие тогда нормы и правила в искусстве, не все шедевры Брейгеля созданы в назидание. В первую очередь, это картины, с помощью которых художник выразил любовь к простым жителям своей страны и дал возможность зрителю многое узнать об их повседневной жизни.